Исследовательская работа «Образ грифона в традиционной культуре якутов»
Автор (ы)
Аффилиация
Средняя школа №20 им. Героя Советского Союза Ф.К. Попова г. Якутска, 7 класс
Научный руководитель
Аннотация
Актуальность. Проблема возрождения и сохранения региональных культур является одной из актуальных в современное время. За последние годы вырос большой интерес к возрождению исконных традиций народа Саха. Огромный интерес представляет отражение звериного стиля в традиционной культуре якутов. Данная тема является актуальной в условиях современной глобализации, в процессе которой происходит утрата национальной идентичности. Изучение звериного стиля и его влияние на культуру якутов впоследствии может послужить для дальнейшего исследования объектов традиционной культуры. Полученные материалы можно использовать на уроках для популяризации истории родного края в школе.
Новизна. В работе впервые предпринята попытка изучить образ мифического существа – грифона в традиционной культуре якутов.
Объект исследования: материалы традиционной культуры якутов.
Предмет исследования: влияние звериного стиля на культуру якутов, выраженное в образе грифона в фольклорных и археологических материалах.
Цель. Рассмотреть образ грифона в культуре якутов, определить значение образа.
Задачи:
- Дать определение звериному стилю.
- Рассмотреть образ грифона в скифо-сибирской культуре.
- Определить значение образа грифона у якутов.
- Провести опрос по теме исследования в якутских классах МОБУ СОШ№20
Методы исследования:
- Сбор информации.
- Сравнение.
- Анкетирование.
Результаты и выводы. Звериный стиль на территории Горного Алтая был распространен у племен тагарской (VIII—III века до н. э.), таштыкской (II век до н. э. — V век н. э.), пазарыкской (V-III вв. до н.э) культур. С VI в. до н. э. доминирующим образом звериного стиля становится изображение грифона.
Изображение грифона у племен скифо-сибирской эпохи выступало в качестве оберега и защитника. Данную гипотезу подтверждают распространенные археологические находки изображений грифонов. Образ грифона имел сакральный смысл и выступал символом мироздания.
Распространение звериного стиля на территории Якутии связано с племенами скотоводов, носителей богатого наследия, восходящего своими истоками к культуре скифо-сибирского мира. По археологическим данным племена скотоводов проникли на территорию Якутии приблизительно на рубеже XIII–XIV вв.
В фольклорных и археологических материалах якутов встречается образ грифона. Грифон выступал связующим звеном между мирами. Со временем образ грифона у народа Саха мог отождествиться и распространиться уже в местном виде «мифического орла». Об этом свидетельствует якутское слово ексекю, обозначающее огромную мифическую птицу с двумя-тремя головами. Образ священного орла часто встречается в археологических материалах, в нашивках шаманских одеяний. Видоизмененный в образ мифического орла образ грифона, мог также служить шаманам посредником объединявшим три мира. Эти данные подтверждают археологические находки подвесок с парными грифонообразными головами. Подобная манера изображения грифонов могла послужить распространению образа мифической птицы ексеку с двумя головами в культуре якутов.
По результатам проведенного нами опроса современные дети совсем не знают о наличии образа грифона в якутской культуре, т.к. много времени проводят в сети интернет: играют в игры, а также смотрят мультфильмы. В связи с этим, мы планируем создать мультфильм о мифических существах Якутии, с целью популяризации этнографических знаний среди школьников.
Содержание работы
Автор предпочел не показывать работу на сайте
Конкурс, в котором автор работы принял участие:
Отрасль наук
Форма представления работы
Дата публикации работы: 24.12.2019
Добавить комментарий