Магистерская диссертация “Кинотекст как семиотическое пространство культуры (на материале якутских игровых фильмов)”
Автор (ы)
Аффилиация
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,
Научный руководитель
Аннотация
В современной лингвистике актуальны исследования, выполненные на материале кинофильмов. Это вызвано, прежде всего, визуализацией современной культуры, в которой аудиовизуальные произведения начинают приобретать большую популярность среди широких масс. Другими словами, передача информации, в частности, художественной, которая осуществлялась через печатный текст, приобретает сегодня кинематографическую форму.
Сегодня все больше говорят о феномене якутского кино. За последние годы фильмы якутских режиссеров завоевали немало российских и международных наград, выходят в прокат.
Объектом изучения является современный якутский кинотекст.
Предмет исследования – ключевые символы и образы кинодискурса, их семантика.
Цель исследования – выявить ключевые символы и определить глубинный смысл кинодискурса в контексте традиционной культуры народа саха.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить ключевые символы и архетипичные образы кинотекста;
- выявить семантику ключевых символов и образов в контексте мифа и фольклора народа саха;
- раскрыть универсальное содержание и национально-культурную специфику символов и архетипичных образов кинотекста;
- изучить особенности пространственной организации общения в культуре якутов на материале игрового кино.
В исследовании применяется лингвокультурный анализ, структурно-семиотический и интерпретационный методы анализов.
На защиту выносятся следующие положения:
- Ключевыми символами в анализируемых произведениях являются символы күн ‘солнце, день’; уот ‘огонь’; тымныы ‘холод’. Глубинная семантика символа күн ‘солнце, день’ в кинотексте выражается в метафорах ‘солнце как радость’, ‘солнце – мудрец-старик’, ‘солнце – жизнь’.
Символ уот ‘огонь’ присутствует в виде моделей: ‘огонь – жизнь’, ‘огонь – защита’, ‘огонь – продолжение рода’.
Символ тымныы ‘холод’ является в кинотексте метафорой смерти и метафорой испытания. - Основными архетипичными образами выступают образы пространства, Старого мудреца и Обиженного ребенка, а также природы.
- Архетипичные образы пространства, представленные в виде бинарных оппозиций, можно подвести к оппозиции закрытое пространство/открытое пространство: безграничные просторы природы (море, небо, алаас) и тесные конструкции, созданные человеком (барак Алтана, балаган стариков, старенький автомобиль, в котором едут Сарыал и его попутчики); полумрак внутри помещений и яркий свет снаружи.
- Используя архетипичные образы, авторы фильма говорят о современных проблемах на языке традиционных символов. При помощи чувственных и наглядных символов, архетипов, связанных с культурой народа, авторы кинопроизведений хотят донести до зрителя глобальные проблемы современности – потеря духовной культуры, разрыв связи с тонким миром природы, назревание экологической проблемы.
- Экспрессивное (внутреннее, душевное) и символическое (авторское) пространства дают ключ к прочтению и пониманию пространства события в кинотексте: то, что происходит внешне (пространство события) прочитывается изнутри.
- Кроме трех общепринятых традиционных слоев – пространства события, экспрессивного пространства, символического пространства – в художественном пространстве современного якутского кинотекста можно выделить виртуальное пространство (интернет), где также согласно сюжету происходит действие.
Научная новизна данной работы состоит в том, что современный якутский кинотекст до сих пор не служил объектом специального изучения в семиотическом аспекте. Впервые были выявлены ключевые символы якутского кинотекста.
Содержание работы
Автор предпочел не показывать работу на сайте
Конкурс, в котором автор работы принял участие:
III Международный конкурс инициативных научно-исследовательских проектов “High Goals”, 2020/2021
Отрасль наук
Форма представления работы
Дата публикации работы: 15.12.2021
Добавить комментарий